Программа «Мир профессий» как развитие творческого мышления младшего школьника

0

Программа «Мир профессий»

Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика.
Материалы IV Международной конференции (8-10 октября 2005 г.)

Больбат Олеся Анатольевна, педагог-психолог СОШ №19, психолог Байкальской академии образования
Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант ИГПУ, зам. директора СОШ №19, президент Байкальской академии образования
Чуканова Валентина Ивановна, зам. директора СОШ №19, научный консультант Байкальской академии образования

Чтобы быть успешным в современном мире, простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям, нужно уметь подходить к решению возникающих проблем с разных сторон, творчески.

К сожалению, наше образование сводится к усвоению определенной суммы знаний (к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения задач, накоплению знаний, умений, навыков). Это приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению, к творческому анализу.

Поэтому вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения сегодня стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Кстати, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Поэтому для формирования иного способа мышления у детей необходимо перестроить подход к образованию. Причем начинать нужно как можно раньше.

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Мы создали программу «Мир профессий», целью которой является развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности.
2. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
3. Формирование общей способности находить новые способы достижения требуемого результата в игровой ситуации приближенной к реальности.

Программу отличает то, что каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Задания предлагаются в игровой форме, поэтому у детей игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

Одним из достоинств данной программы является наличие постоянной структуры занятия:

1. «Мозговая гимнастика» (кинезиологические упражнения)
2. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, внимания, быстроты реакции, готовности памяти).
3. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
• что я знаю об этой профессии;
• что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
• какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
• что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
4. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (развивающие упражнения выполняются в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией).
5. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Это позволяет легко ее адаптировать к учащимся разного возраста и уровня развития.

Кроме того, в условия модернизации структуры и содержания образования необходимо как можно раньше знакомить учеников с различными профессиями, тем самым повышая интерес и уважение к различным видам труда. Также программа помогает детям определить сферу своих интересов и способностей, что особенно актуально для обучения в школе с углубленным изучением отдельных предметов.

При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений.
2. Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами.
3. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом.
4. Помощь детям в выражении их идей (чтобы были понятны окружающим).
5. Уважительное отношение к идеям участников обсуждения.
6. Создание безопасной психологической атмосферы.
7. Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребенка, проявление сочувствия к неудачам.
8. Поддержка, эмоциональное подключение к ребенку
9. Использование личного примера ведущего творческого подхода к решению проблем.
10. Возможность самостоятельного поиска решений.

В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:
— умение анализировать проблемные ситуации;
— умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
— умение разрешать противоречия;
— умение создавать творческие задания.

«Мир профессий» является начальной ступенью комплексной программы интеллектуального и творческого развития школьников «Ученик 21-го века», разработанной сотрудниками Байкальской академии образования на базе МОУ СОШ №19.

Литература

1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., 1999
2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. М., «Илекса», 2002
3. Меменченко П.М. Уроки короля логики, М., «Олма-Пресс», 2000
4. Коноваленко С.В. Развитие познавательных способностей у детей 6-9 лет. – М.: Гном-Пресс, 1998
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах.- М.: Книжный Дом Локус, 2002
6. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2001

0

No Comments

Post a Comment

Войти с помощью: