Изучение особенностей учебной мотивации старшеклассников в зависимости от уровня их обучаемости

0

Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант кафедры психодиагностики и дисциплин специализации ИГПУ, президент Байкальской академии образования, заместитель директора МОУ СОШ №19 г. Иркутска

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из приоритетных задач основного образования выступает не только интеллектуальное воспитание, основанное на усложнении и обогащении ментального опыта каждого учащегося, но и на достижение общего позитивного результата в обучении и развитии личности. Это возможно только при учете возрастных, индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся, их обучаемости.

В современной психологии обучаемость в широком смысле слова рассматривается как проявление общих способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий и сложных форм деятельности, то есть как «общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий» [Калмыкова З.И. «Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников» //Советская педагогика. – 1968. — №6. с. 43-57].

Проблеме обучаемости, как усвоению учащимися знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Мелер, Л.Н. Ланда, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.И. Решетников, А.К. Маркова, З.И. Калмыкова, Б.В. Зейгарник, В.Д. Небылицын и др.).

Как показывает анализ психологической литературы, обучаемость – это один из основных показателей готовности к учению, стихийно или целенаправленно (имплицитно или эксплицитно) в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.
Исследования, проведенные нами на базе средней школы №19 г. Иркутска среди учащихся 10-11 классов показали, большая часть учащихся (59,09%) имеет средний уровень обучаемости и примерно одинаковое количество учащихся имеют высокий и низкий уровень обучаемости (23,48% и 17,42%). Данные представлены в таблице №1.

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням обучаемости.
Уровень обучаемости Количество человек
Абсолютное В % от общего числа
Высокий 31 23,48%
Средний 78 59,09%
Низкий 23 17,42%

Среди проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся особо выделяется изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий-обучаемый» учащийся одновременно является и объектом управления этой системы, и субъектом деятельности.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация пронизывает все основные структурные образования личности: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность, психические процессы. Она не исчерпывается какой-то одной функцией, односторонними связями и отношениями с точки зрения реального поведения личности, что делает мотивацию комплексной. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельности учения. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов для той деятельности, в которую она включается. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией учебного процесса; в-третьих, – субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к учению, к делу; и, в-пятых, – спецификой учебного процесса. [Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Сост. Н.В. Кузьмина/ Под ред. А.А. Бодалева и др. – М., 1980. – т.2.-288с.]

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним и внешним мотивами. Внутренний мотив – это когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности и «опредмечивается» в нем. Внешние мотивы – это самоутверждение, престижность, долг, необходимость в достижении и т.д. Однако следует отметить, что является недостаточным деление мотивов на внутренние и внешние. Любой внешний мотив отчасти можно считать внутренним. «Потребности и интересы возникают и развиваются из изменяющихся взаимоотношений с окружающим миром» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком. 1999]. Внешние и внутренние мотивы могут быть положительными и отрицательными.
Исследования Е.И. Савонько, И.П. Имепитовой, З.М. Хизроевой показали, что устойчивость и динамичность учебной мотивации зависит от ее направленности: на процесс или результат (внутренняя мотивация) и на награду или избегание (внешняя мотивация). Существенными характеристиками учебной мотивации в системе общего образования являются: ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в исследуемом нами возрасте заметно укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности), но происходит размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности. В случае приложения этих закономерностей к проблеме удовлетворения познавательных потребностей учащегося основная сложность связана с легкостью нарушения мотиваций, связанных с приобретением знаний в общественно полезных областях, так как изучение этих областей является объективно трудным делом. Легкость «перетекания» информационной потребности от сложных областей, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого обучающегося, так и для всего общества представляет собой существенную опасность [Золотых Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности. К.Д.М., 1979, Карпенко Л.В. Психология личности и менеджмент. М. 2001].

Проследив развитие различных мотивов у учащихся средней школы №19 г. Иркутска, можно отметить большую избирательность познавательных мотивов, причем эта избирательность продиктована не только бескорыстным интересом к учебному предмету, но и выбором будущей профессии (что приводит иногда к снижению интереса по всем другим предметам). Можно сказать, что развитие избирательных познавательных интересов является основой дальнейшего развития всех специальных способностей.

Становление мотивации учения затруднено устойчивым интересом к одним предметам в ущерб усвоения других предметов, неудовлетворенностью однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности. Негативно отражается на формировании и устойчивости учебной мотивации отрицательное отношение учащихся к формам жесткого контроля со стороны преподавателя. Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем) и недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации так же не способствуют процессу укрепления мотивов учения,
В таблице №2 приведены результаты диагностики отношения учащихся средней общеобразовательной школы №19 г. Иркутска к учебным предметам. Исследование проводилось по методике Г.Н. Казанцевой, предназначенной для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.].

Таблица 2. Изучение отношения к учению и учебным предметам.
Предметы 10 класс 11 класс
Любимые История, алгебра, английский язык, физкультура, МХК Литература, алгебра, география, физкультура
Доводы Предмет нужно знать всем, заставляет думать, интересны отдельные факты, получают удовольствие от его изучения, хорошие отношения с учителем, преподаватель интересно объясняет Нужен для будущей работы, заставляет думать, преподаватель интересно объясняет, знания по предмету необходимы для поступления в институт, предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
Нелюбимые Геометрия, химия, ОБЖ, русский язык Русский язык, химия, геометрия
Доводы Не нравится, как преподает учитель, не нужен для дальнейшей работы, просто неинтересно, знания по данному предмету не играют существенной роли при поступлении в институт Предмет не занимательный, не нужен для дальнейшей работы, нет удовольствия при его изучении, знания по данному предмету не играют существенной роли при поступлении в институт, просто неинтересно

Как видно из таблицы, в число нелюбимых предметов попадают дисциплины, как гуманитарного, так и естественного циклов, но необходимые в дальнейшем обучении. При этом испытуемые приводят следующие доводы, характеризующие отрицательное отношение к предмету: не нравится, как преподает учитель, предмет не занимательный, не нужен для дальнейшей работы, знания по данному предмету не играют существенной роли при поступлении в институт, нет удовольствия при его изучении и просто не интересно, т.е. учащиеся не осознают важности изучения предмета для дальнейшей деятельности.

Аналогично учащиеся приводят следующие доводы, используемые при объяснении любви к предмету: нужен для будущей работы, предмет нужно знать всем, заставляет думать, интересны отдельные факты, знания по предмету необходимы для поступления в институт, предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире, получают удовольствие от его изучения, хорошие отношения с учителем и преподаватель интересно объясняет.

При соотнесении результатов исследования по данной методике с уровнем обучаемости (таблица 3), можно отметить, что учащиеся с высоким уровнем обучаемости к любимым предметам относят предметы не только естественного, но и гуманитарного, эстетического цикла, при этом они отмечают, что данный предмет заставляет думать, они получают удовольствие именно от процесса изучения. Со средним уровнем обучаемости учащиеся отдают большее предпочтение предметам, по которым сдают экзамены в обязательном порядке (русский язык, математика), потому что они необходимы для поступления в вуз, в будущей работе, интересны только отдельные факты и личность самого преподавателя. У учащихся с низким уровнем обучаемости основным критерием при определении критериев любви к предмету является необходимость изучения и хорошие отношения с преподавателем.

Таблица 3. Соотнесение уровня обучаемости и причин, характеризующих отношение к любимым предметам.
Уровень обучаемости Причины, характеризующие отношение
к любимым предметам
Высокий Заставляет думать – 48%
Получаю удовольствие при его изучении – 39%
Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире – 31%
Средний Нужен для будущей работы – 42%
Интересны отдельные факты – 34%
Учитель интересно объясняет – 30%
Нужен для будущей работы – 19%
Низкий Хорошие отношения с учителем – 71%
Нужен при поступлении в вуз – 36%

На основании полученных данных, а также бесед, дискуссий с учащимися можно сделать следующие выводы. В данном возрасте существенно развиваются мотивы и способы образовательной деятельности. На этом этапе обучения доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. У учащихся с высоким уровнем обучаемости эти мотивы и цели вызывают принципиально новые способы образовательной деятельности: осознание особенностей своей учебной деятельности и личности; соотнесение их с требованиями общества; оценка этих особенностей и их преобразование; поиск и выработка новых способов познавательной деятельности; выработка новых личностных позиций; осознание образования как особой деятельности; соотношение задач и способов учебной деятельности; развернутые самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и разумном самоограничении своей деятельности. На этом этапе развития учащегося самообразование может сливаться с самовоспитанием. У них возрастает в связи с этим интерес к таким формам учебных занятий, где самоконтроль и самооценку своего учебного труда выполняют они сами, а не только учитель. Мотивы и способы образовательной деятельности у учащихся со средним уровнем обучаемости также доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, они осознают особенности своей учебной деятельности, связанной с профессиональным выбором, но их учебная деятельность не направлена на выработку новых способов, новых решений. Оценку и контроль учебной деятельности осуществляет непосредственно преподаватель. Учащиеся с низким уровнем обучаемости не задумываются над способами и приемами своей учебной деятельности.

Появляется новый познавательный мотив учения. У учащихся с высоким уровнем обучаемости он проявляется в стремлении к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы. Учащиеся этой группы стремятся понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения. Творческая активность и индивидуальный стиль учащихся со средним уровнем обучаемости заметно ниже, это объясняется несовершенством в определении сильных и слабых сторон своей учебной деятельности, неумении адекватно соотнести уровень своих возможностей и достижений. У учащихся с низким уровнем обучаемости практически отсутствует творческая активность и индивидуальный стиль учебной деятельности.

0

No Comments

Post a Comment

Войти с помощью: