Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования

0

Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант кафедры психодиагностики ИГПУ, президент Байкальской академии образования, заместитель директора МОУ СОШ №19 г. Иркутска

Введение

Согласно существующему законодательству Российской Федерации, дополнительное образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование можно получить в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности. По данным Министерства образования и науки РФ в настоящее время в системе дополнительного образования занято около 10 миллионов детей. Примерно 40% от числа обучающихся в общеобразовательных школах в течение ряда лет наряду с основными осваивают дополнительные образовательные программы в различных областях знаний и творческой деятельности [5].

В последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Возникает необходимость изучения деятельности организаций данного направления, их влияния на детей, так как эффективная работа таких организаций возможна только на основе некоторых научных рекомендаций. Неразработанность данной проблемы открывает широкие возможности для исследователей [1].

Экспериментальная база

Одной из таких экспериментальных организаций стала Иркутская областная общественная организация интеллектуального и творческого развития детей и молодежи «Байкальская академия образования». Данная организация была создана в 1999 году и изначально называлась Малой академией. Она работала на базе средней школы №19 г. Иркутска по авторской комплексной программе интеллектуального и творческого развития школьников «Ученик 21-го века». В 2000 году Малая академия зарегистрирована Управлением Министерства юстиции по Иркутской области как Иркутская городская общественная организация и продолжила свою деятельность, охватив несколько школ города. Через два года организация была переименована в Байкальскую академию образования и получила областной статус. В настоящее время она продолжает работу по программе «Ученик 21-го века», а также проводит различные развивающие мероприятия для школьников, имеющие всероссийский масштаб.

Один из разделов программы «Ученик 21-го века» посвящен развитию учебной мотивации школьников и выделен в отдельную подпрограмму под одноименным названием. Программа ориентирована на учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), а именно, на учащихся десятой параллели, адаптирована на основе модульного курса учебной мотивации Дереклеевой Н.И. и реализуется в условиях дополнительного образования в свободное от школы время. Занятия проводятся по 2-3 часа каждую неделю в течение учебного года. В основу концепции программы положено представление о том, что данная программа, с содержащимися в ней психолого-педагогическими условиями, должна быть мотивирующей [3].

Целью программы является развитие учебной мотивации, пробуждение у учащихся желания развиваться, совершенствоваться, познавать новое. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитать интерес учащихся к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
  2. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
  3. Научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
  4. Подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.

Программа состоит из шести разделов, каждый из которых рассчитан на 5-6 занятий. Они включают в себя теоретические, практические составляющие, а также занятия самовыражения. Практически каждое занятие завершается творческим заданием, оценивать которое предлагается не только педагогу, но и самим учащимся. На следующем занятии происходит анализ творческих заданий, при этом форма оценивания самая разнообразная, однако, отметки учащимся за работу не ставятся.

Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце изучения каждого раздела происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.

С результатами работы с учащимися знакомятся педагоги, работающие в соответствующем классе, администрация школы, и, в первую очередь, родители учащихся.

Исследование

С целью повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов общеобразовательной школы как необходимого условия развития обучаемости, в Байкальской академии образования была проведена работа по программе формирования и развития учебной мотивации с использованием курса занятий, включающих беседы, дискуссии, упражнения, тренинги. Приняли участие в диагностическом обследовании 132 человека. На предварительном этапе 58 учащихся (четыре группы из числа десятиклассников) приняли участие в формирующем эксперименте и составили экспериментальною группу. Соответственно, 74 человека, не прошедших курс занятий по программе развития учебной мотивации, вошли в контрольную группу. Занятия проводились в течение учебного года еженедельно, с каждой группой отдельно, по соответствующему расписанию. Диагностическое обследование проводилось три раза: до начала работы по программе развития учебной мотивации в начале учебного года (тест), после окончания занятий в конце учебного года (ретест 1) и в середине следующего учебного года (ретест 2).

Методика

Диагностика мотивационной сферы осуществлялась по методикам «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцева), «Тройные сравнения» (Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.), «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова И.А.), «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова И.А.). Выводы об учебной мотивации испытуемых были сделаны на основании результатов данных методик, давших довольно близкие и взаимодополняющие друг друга результаты, что может говорить об их надежности и валидности.

Обобщая результаты комплексной диагностики познавательной мотивации учащихся, мы выделили следующие уровни ее развития:

  • высокий уровень познавательной мотивации характеризуется ориентацией на приобретение знаний с выраженной познавательной активностью, с сильными и устойчивыми познавательными мотивами, с ярко выраженным стремлением к успеху, с высокой значимостью таких ценностей как познание и интеллектуальное развитие, жизненная мудрость, творческая деятельность, образованность и рационализм;
  • средний уровень познавательной мотивации отличает ориентация как «на приобретение знаний», так и на «отметку», с достаточно сильными и устойчивыми познавательными мотивами, с умеренной познавательной активностью и стремлением к успеху, со значимостью ценностей, относящихся к активной, деятельной жизни и умению принимать обдуманные решения;
  • низкий уровень познавательной мотивации проявляется в преобладании утилитарных мотивов, в отсутствии ориентации «на приобретение знаний» и на «отметку», неустойчивости мотивов, низкой познавательной активности, в ярко выраженном стремлении избегать неудачи, с высокой значимостью таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь, наличие верных и хороших друзей, получение удовольствий, жизнерадостность, исполнительность.

Результаты

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп по основным диагностическим методикам в первичном (до начала занятий по развитию учебной мотивации) и вторичном исследовании (после формирующего этапа), получили следующие результаты.

Комплексный анализ результатов диагностики познавательной мотивации у учащихся Байкальской академии образования показал статистически значимые изменения в распределении испытуемых по уровням познавательной мотивации. Результаты приведены в таблице №1.

 

Таблица 1. Повышение учебной мотивации учащихся Байкальской академии образования.

Уровень учебной мотивации Контрольная Экспериментальная
Тест Ретест 1 Ретест 2 Тест Ретест 1 Ретест 2
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Высокий 14 18,92 15 20,27 15 20,27 11 18,97 16 27,59 15 25,86
Средний 38 51,35 36 48,65 34 45,95 26 44,83 31 53,45 32 55,17
Низкий 22 29,73 23 31,08 25 33,78 21 36,21 11 18,97 11 18,97

 

Мы видим, что количество учащихся с низкой учебной мотивацией сократилось практически вдвое с 36% до 19%, за счет них увеличилось количество учащихся со средним уровнем мотивации, однако также возросло количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на 9% за счет учащихся со средней учебной мотивацией. Таким образом, 15 человек (28%) из экспериментальной группы показали рост учебной мотивации. В контрольной группе учебная мотивация менялась незначительно, но имеется тенденция к увеличению количества учащихся с низкой учебной мотивацией.

Выводы

Таким образом, в ходе проведенной нами экспериментальной работы в виде курса занятий по развитию учебной мотивации в условиях дополнительного образования, мы получили следующие результаты:

  1. доказали принципиальную возможность повышения учебной мотивации в условиях дополнительного образования;
  2. количество учащихся с низким уровнем познавательной мотивации снизилось на 10 человек (17%), средний уровень показали на 5 человек больше (9%), высокий уровень показали также на 5 человек больше (9%).
  3. возросла интенсивность познавательной потребности в общей сложности у 20 человек, что составляет около 35% экспериментальной группы;
  4. устойчивость учебно-познавательных мотивов повысилась на 25%;
  5. у 20% учащихся выросла направленность на приобретение знаний;
  6. боязнь неудачи снизилась у 31% учащихся, на столько же увеличилось количество учащихся со стремлением к успеху;
  7. повысилась значимость учебно-познавательных ценностей;

Следует также отметить еще два факта:

  1. полученные результаты практически не изменились в следующем учебном году;
  2. не было зафиксировано ни одного случая обратной динамики, то есть снижения познавательной активности, снижение обучаемости, снижения учебно-познавательных мотивов и пр.

 

Литература

  1. Березина А.В. Дополнительное образование детей. Режим доступа: http://www.vidod.edu.ru/science/system/
  2. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 2.
  3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
  4. Проект федерального закона «О дополнительном образовании», № 97091427-2.
  5. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 №12-Ф3, Собрание Законодательства Российской Федерации – М., 1996
  6. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных образованиях» от 19.05.1995 №82-Ф3, Собрание Законодательства Российской Федерации – М., 1996
  7. Чепурных Е.Е., Рожков М.И., Байбородова Л.В. и др. Дети ради детей. Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. М.: 1996, 67с.

 

0

No Comments

Post a Comment

Войти с помощью: