Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика.
Материалы IV Международной конференции (8-10 октября 2005 г.)
Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант ИГПУ, зам. директора СОШ №19, президент Байкальской академии образования
Множество современных программ, посвящённых развитию личности ребёнка в рамках школьного обучения, и, в частности, программа «Ученик 21-го века», обращены к проблеме воспитания творческого потенциала школьника, к вопросу о развитии его одарённости. Цель, которую ставят себе такие программы – формирование ученической самостоятельности в процессе образования – является недостижимой без внимания к проблеме одарённости.
По сути, школьник должен научиться самостоятельно открывать для себя окружающий мир, уметь собирать и систематизировать необходимую информацию об интересующих его явлениях, уметь научно подтвердить обнаруженное явление и преподнести совершённое открытие социальной среде. Для этого он должен обладать высокими показателями мотивации к непосредственной деятельности (творческой активностью), креативности и интеллекта. Показатель креативности личности, то есть способность видения различных сторон изучаемого объекта, умение взглянуть на ситуацию со стороны, с позиции субъекта многими исследователями считается ведущим.
Однако психологу и педагогу надо знать, что развитие одарённости личности ведёт и к определённым психологическим трудностям, которым, к сожалению, уделяется мало внимания в литературе. Либо этому вопросу не уделяется внимания вообще, либо всё сводится к набору общерасслабляющих упражнений на «снятие стресса». Такой подход оказывается слишком поверхностным. Одарённый ребёнок в процессе обучения встречается не только с проблемой утомляемости, но и в силу своего творческого склада личности, с гораздо более серьезными проблемами. Так, творчество – это всегда есть создание чего-то нового, а значит и противостояние какой-то устоявшейся позиции. Проблема творческого человека в том, что ему всегда приходится отстаивать свой взгляд перед обществом, стремящимся всячески сохранить старые убеждения. Как говорил Л.С. Выготский, одарённость развивается только через преодоление.
Д.А.Леонтьев так же подчёркивал: «Творческий человек уязвим по двум причинам: во-первых, в силу своей открытости миру и, во-вторых, в силу более тонкой, сложной внутренней организации, которая заведомо более уязвима, чем простая организация».
Однако психическое здоровье в творчестве (т.е. умение видеть в нём не источник проблем, а источник идей и смыслов) возможно, согласно Леонтьеву, благодаря таким составляющим как мужество (жизнестойкость) и личностная интеграция [1].
Компонента жизнестойкости может быть развита школьным психологом в групповых тренингах, где возможно проигрывание различных социальных ситуаций, развитие уверенности в себе и проч.
Интеграция личности осуществляется с помощью психопрофилактики и психокоррекции. Проблема заключается в том что, уходя из школы, ученик теряет поддержку школьного психолога. Дальнейшие кризисные периоды грозят такому, творчески активному человеку утерей личностной интеграции и, как следствие, дезадаптацией. Ведь значимость психологической поддержки в течение жизни по известным причинам сильно снижена в современном российском обществе.
Выходом из положения может стать выданный одарённому ребёнку надёжный и проверенный инструмент, помогающий личностной интеграции в течение всей жизни. Таким инструментом является психотерапевтический потенциал искусства. Искусство обладает сильнейшим психотерапевтическим потенциалом, который был заложен в мифологии. Он так же непосредственно связан с возникновением и развитием искусства.
Известно, что ритуалы и мифы сопровождали древнего человека на протяжении всей его жизни и способствовали успешному прохождению кризисов. Через эпос и сказку миф и ритуал перерождается в искусство в сегодняшнем его понимании.
В дальнейшем, с развитием научно-технического прогресса человек постепенно теряет способность воспринимать заложенный в искусстве психотерапевтический потенциал. Ведь для этого необходимо сильно развитые правополушарные функции, в частности процесс воображения.
Сегодня попытки комплексного развития детей и повышенное внимание к одарённости позволяет заново взглянуть на психотерапевтический потенциал искусства. Более того, нами ставится вопрос о необходимости его применения в рамках психологической службы, а затем и передачи его в руки ученика.
В рамках программы «Ученик 21-го века» нами разрабатывается курс, предназначенный для педагогов-психологов, работающих с одарёнными детьми по обучению применения психотерапевтического потенциала искусства в рамках психологической службы средних учебных заведений. Базой для такого курса становятся наработки активно развивающегося сегодня направления психотерапии – арт-терпии, а также труды известных отечественных и зарубежных учённых в области психологии искусства.
Литература
1. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004, с. 214-223.
2. Шамес Л.Я. Материалы по эстетике и психологии искусства для учителей – Иркутск: ИПКРО. 1996.
3. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: «Флинта», 1997. – 224 с.
4. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5,2. – С. 8-25.
5. Райхгородская И.А., Райхгородская Ж.И. Антропология. Курс лекций. Уч. Пособие. – М.: Изд-во МСХА, 2003. 256с.
6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
No Comments