Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика.
Материалы IV Международной конференции (8-10 октября 2005 г.)
В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые могут учиться самостоятельно». Действительно, если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, ему легче будет и повысить квалификацию, и переквалифицироваться, и получать необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться для того, чтобы на протяжении всей своей жизни иметь возможность найти в ней место, должен обладать определенными качествами личности:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
• самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникшие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.Каким-то образом необходимо приобретать умения, перечисленные выше. Если школа их не дает, эту проблему можно решить двумя другими способами: пройти дополнительную подготовку на соответствующих специальных курсах, либо самостоятельно приобрести необходимые умения и навыки.
Комплексная программа интеллектуального и творческого развития школьников «Ученик 21-го века», разработанная сотрудниками Байкальской академии образования под руководством Джинчвелашвили И.Т., основана на современных теориях психологии и педагогики, в частности, теории деятельности и теории установки, и предназначена для дополнительного образования учащихся 1-11 классов. Программа «Ученик 21-го века» имеет целью с одной стороны дать школьникам те необходимые в жизни знания, умения и навыки, на которые в школе не уделяют должного внимания, а с другой стороны – повысить эффективность образования в российских школах.
Каждая ступень программы имеет свою определенную цель и девиз.
1-я ступень – «Развитие познавательных процессов» предназначена для учащихся 1-4 классов и имеет целью развитие внимания, мышления, воображения, памяти. Девиз первой ступени: «Учимся легко!».
2-я ступень – «Развитие творческих способностей» также предназначена для 1-4 классов и имеет целью раскрытие и реализация творческого потенциала. Девиз: «К любому делу подходим творчески!».
3-я ступень – «Развитие речи» рекомендуется учащимся 3-6 классов и имеет целью улучшение дикции и освоение основных законов риторики. Девиз: «Говорим правильно, красиво, убедительно».
4-я ступень – «Эволюция» для учащихся 5-7 классов имеет целью получение общего представления о происхождении и развитии Вселенной, Земли, Жизни, Человека, Общества. Девиз: «Мы являемся частью вселенной».
5-я ступень – «Техника продуктивного чтения» предназначена для учащихся 5-9 классов и имеет целью повышение скорости чтения и качества прочитанного. Девиз: «Читаем быстро, запоминаем самое главное!».
6-я ступень – «Основы эффективного поведения» предназначена для учащихся 8-11 классов и имеет целью изучение собственного «Я», окружающих людей, а также формирование целеустремленности. Девиз: «Мы знаем себя!».
7-я ступень – «Саморегуляция» для учащихся 10-11 классов. Цель: освоение методов достижения психического равновесия, хорошего и активного настроения. Девиз: «Мы здоровы и сильны!».
Программа реализуется на базе школы №19 г. Иркутска с 2000 года. Занятия проводятся во внеурочное время в группах по 7-10 человек 2-3 раза в неделю. Группы набираются не принудительно, по желанию. Как правило, самостоятельно приходят одаренные дети, менее способных приводят родители, либо «одаренные» друзья. За 5 лет работы по программе обучение прошли около 150 человек. Из них 20% не изменили своего отношения к учебе, к жизни, показали относительно низкие результаты на каждой ступени программы. 70% учащихся показали хорошие результаты на каждой ступени программы, улучшили свое отношение к учебе, стали более социально активными, многие стали занимать лидерскую позицию, стали психологически благополучными. А 10% учащихся показали высокие результаты, некоторые из них после окончания школы поступили в вузы столицы, начали активную трудовую или общественную деятельность. В настоящее время ведется дистанционное обучение по первой ступени программы «Ученик 21-го века» и готовятся к печати методические пособия по 2-й и 3-й ступеням.
No Comments