Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант кафедры психодиагностики ИГПУ, президент Байкальской академии образования, заместитель директора средней школы №19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска
Сложность проблем рубежа тысячелетий в различных сферах жизни человека требует от человека личностной зрелости. В обществе возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в социальную, культурную, производственную жизнь людей, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Философы и психологи представляют проблемное пространство рубежа ХХ-ХХI веков как пространство глобальных кризисов (кризис техногенной цивилизации, кризис культуры, экзистенциальный кризис). Хотя общество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, поддержка их сейчас особенно необходима.
Под одаренностью ребенка понимают более высокую, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более сильные творческие проявления. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который осуществляет работу по изучению, обучению и воспитанию неординарных детей, организует международные конференции. Российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Б. М. Теплов и С. Л. Рубинштейн внесли ясность в понимание именно индивидуальных различий по одаренности. В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработана «Рабочая концепция одаренности», которая позволяет ориентироваться в современном подходе к одаренным детям. Как показывает жизнь, наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т. д.) существует и общая умственная одаренность. Целостную характеристику умственных возможностей часто обозначают словом «интеллект». Он служит для обозначения уровня и своеобразия познавательных творческих (в умственной сфере) возможностей и употребляется как синоним понятия «умственная одаренность». Умственная одаренность не сводится к интеллекту: одаренность – это и особый склад личности.
Практика последних лет работы с одаренными детьми показывает, что пока традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития творческого потенциала растущей личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведенные за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно и хлопотно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Постепенно выявляются механизмы, формирующие у одаренного ребенка синдром избегания, маскировки своих возможностей.
По опыту работы некоторых школ видно, что развитие одаренного ребенка может быть задержано системой репродуктивных упражнений и формальных требований. Сказывается то, что на практике обучение одаренных детей ведется пока интуитивно, опираясь лишь на инициативу отдельных учителей, ученых, музыкантов, художников и т.д. Подбор в школы, гимназии, лицеи до сих пор не имеет единых научно обоснованных критериев, он ведется во многом на основе устаревших критериев.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
Практическая реальность высвечивает, что школа испытывает существенные трудности по работе с одаренными детьми. Работа учителя с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
По различным причинам в условиях общеобразовательной школы не всегда удается осуществлять индивидуальную работу с одаренными детьми. В частности, наиболее эффективная работа с одаренными детьми возможна в малых группах, в которых «свой среди своих». Было бы идеально осуществлять работу по учебникам и программам, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Однако, в существующих программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта позволил сделать вывод, что наиболее оптимальными условиями для развития потенциальных возможностей одаренных детей является деятельность детских общественных организаций.
Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.
Детские общественные организации можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Одновременно детские объединения должны быть объединениями самых детей, «а не для детей», создаваемое при их активном участии, по их инициативе, или инициативе взрослых, которые востребованы определенной группой детей.
Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка. Эта реальность не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее ребенка «здесь и сейчас». Эта реальность – «зона личной досягаемости», «мир», в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневной жизни детские общественные объединения позволяют детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами, а, следовательно, адекватно действовать. Пространство детской организации становится действенным средством первичной социализации личности, помогает ребенку овладеть «базисным» окружающим миром, делает его для ребенка близким, «домашним», частью его повседневной жизни.
В современных условиях самодеятельные, самоорганизующиеся структуры детской организации являются уникальным средством экологизации среды жизнедеятельности ребенка, его физического, социального, психического, нравственного оздоровления. Происходит это благодаря особой организации деятельности. Опыт подлинно самодеятельных детских организаций показывает, что часто в таких объединениях ребенок избавляется от стрессов, комплексов неполноценности, обретает веру в себя, находит друзей среди сверстников и взрослых.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребенка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствуют при осуществлении не ими задуманного и подготовленного.
Развитие творческого потенциала личности, поддержка и развитие одаренных и талантливых детей всегда было приоритетным направлением деятельности Байкальской академии образования.
Байкальская академия образования или Малая академия (в прошлом) – это Иркутская областная общественная организация интеллектуального и творческого развития детей и молодежи. Она работает на базе средней школы №19 г. Иркутска по авторской комплексной программе интеллектуального и творческого развития школьников «Ученик 21-го века». В 2000 году Малая академия зарегистрирована Управлением Министерства юстиции по Иркутской области как Иркутская городская общественная организация и продолжила свою деятельность, охватив несколько школ города. Через два года организация была переименована в Байкальскую академию образования и получила областной статус. В настоящее время она продолжает работу по программе «Ученик 21-го века», а также проводит различные развивающие мероприятия для школьников, имеющие всероссийский масштаб.
С 1998 года проводятся интеллектуальный марафон, интеллектуальные игры, которые являются двумя ступенями своеобразного выявления одаренных детей. Вместе с журналом «Дирижабль» проводятся творческие конкурсы, викторины. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, которые эффективно способствуют поддержке индивидуальной творческой одаренности, обеспечивают развитие интеллектуального потенциала учащихся средствами учебно-исследовательской деятельности, воспроизводство ценностей научного сообщества.
Дополнительное образование имеет больше возможностей для реализации и развития творческого потенциала одаренных детей и именно поэтому необходимо активировать и поддерживать работу детских общественных объединений.
No Comments