ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Джинчвелашвили Илья Тамазович
19.00.07 – педагогическая психология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель – Ларионова Людмила Игнатьевна, доктор психологических наук
Тема диссертации: развитие внутренней учебной мотивации в условиях дополнительного образования
(на примере Байкальской академии образования)
Целью работы является исследование особенностей внутренней мотивации учения и ее развития у учащихся 5-11 классов, обучающихся в Байкальской академии образования.
Объектом исследования являются мотивационная сфера учащихся Байкальской академии образования.
Предметом исследования является внутренняя мотивация к учебной деятельности у учащихся Байкальской академии образования с разной успешностью в обучении.
Гипотеза исследования. В основе данного исследования лежит гипотеза о том, что в условиях средней общеобразовательной школы у учащихся в подростковом возрасте происходит закономерное снижение мотивации к учебной деятельности. Это приводит к снижению качества обучения и образования в целом. При этом школа формирует у учащихся внешнюю мотивацию к учебной деятельности. Однако в условиях дополнительного образования возможно формирование и развитие у учащихся внутренней мотивации к учению, что приведет в дальнейшем к повышению качества обучения, образования и более полной самореализации личности.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Анализ исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение мотивационной сферы школьников и обучающихся в Байкальской академии образования.
3. Изучение факторов, влияющих на формирование и развитие внутренней мотивации к учению.
4. Разработка и реализация программы формирования и развития внутренней мотивации к учению.
5. Разработка рекомендаций для реализации программы в условиях дополнительного образования.
В первой главе диссертации приводится обзор литературы по вопросам мотивации учения в психолого-педагогической литературе.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нютген, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. Фресс, В.Э Чудновский, П.М. Якобсон и др.).
В параграфе 1.1 приводится анализ литературы, посвященный исследованию мотивации учения в отечественной литературе, приведен исторический аспект анализа проблемы.
Работа основывается на определении мотива, данное Л.И. Божович: мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
Приведены различные классификации мотивов, среди которых остановились на классификации, согласно которой существует две большие категории мотивов: познавательные и социальные мотивы. Было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
По результатам проведенного исследования Л.И. Божович и ее сотрудники выявили основные потребности, определяющие содержание и структуру мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрастах. Так, для учащихся младших классов ведущим становится стремление к положению школьника – новому для них общественному положению; к среднему школьному возрасту эта потребность ослабевает, на смену ей приходит желание занять определенное место в коллективе сверстников, завоевать авторитет, а в старшем школьном возрасте ведущую роль играет забота о своем положении в будущем, о предполагаемой профессии.
По вопросам формирования и развития мотивации учения мы опираемся на теоретические взгляды А.К. Марковой, которая отмечает: «…мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».
Недостаточное внимание школы к становлению мотивации объясняется как ее сложностью, так и недостаточной разработанностью этой проблемы. Сложность изучения мотивации и тем более формирование ее у школьника объясняются прежде всего тем, что учащийся побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие.
Во втором параграфе приведена характеристика мотивационно-потребностной сферы личности подростков.
Анализ научных источников свидетельствует, что традиционно сложились три основные точки зрения относительно понятия потребности. Согласно одной из них, которой мы придерживаемся, потребность есть избирательное отношение человека к объективной действительности (В.Н. Мясищев).
Рассмотрены различные подходы к толкованию понятия мотива, а также основные концепции мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
В третьем параграфе приводится характеристика понятия внутренней мотивации, приводятся проблемы, связанные с ней.
No Comments