Чувства, которые я испытываю, самые смешанные. Но, пожалуй, из всей их мешанины на самый верх торжественно вскарабкивается (понимаю, что звучит примерно как “кое-как восходит:)) гордость.
И у этой гордости самый разный генезис, отчего она получается просто в виде многоликого Януса – он, вероятно, может быть внучатым племянником хранителя входов и выходов, охраняя, скажем, попадение в дом через окно, подвал или же печную трубу. Варианты возможны, а то, что попадение (в яблочко!) получилось, сомневаться не приходится.
Первая гордость во мне, конечно, само событие, которое произошло при воплощении в жизнь идеи исполнительного директора Благотворительного фонда “Байкальский свет” Ильи Джинчвелашивли. Идея заключалась в организации и проведении интернет-конференции школьников. Самая идея была настолько гениально-простой и не очень сложной в исполнении, что можно было в удивлении развести руками: почему же такого не проводили раньше?!
Чтобы не растекаться мыслью по древу познания, обозначу в виде цифр и фактов, что же именно произошло 22 марта с 10.00 до 20.00, время местное.
В это время прошла первая и совершенно уникальная в своем роде для Иркутской области региональная научно-практическая интернет-конференция “Мы познаем мир”. Обещанные цифры и факты таковы:
– количество поступивших на конференцию исследовательских работ школьников 3 – 11 классов – 165;
– количество работ принятых к участию – 147;
– число участников конференции из (22 муниципальных образований Иркутской области!) – 149 школьников; 95 руководителей исследовательских проектов и 29 экспертов
– из 29 экспертов – 22 сотрудника институтов СО РАН, 13 кандидатов наук и 10 аспирантов, 4 преподавателя высшей школы.
– в день работы конференции на форуме работало 394 человека, в среднем каждый из них посмотрел 63 страницы
– за этот день общее число просмотров страниц составило 24762
– в 13 секциях конференции было оставлено 1078 комментариев
– самые горячие обсуждения были в секции Физики и Биологии.
Вторая гордость, собственно, за участников. Я отсмотрела практически все видеоролики, которые нам прислали. Конечно, где-то было получше, где-то похуже, хромал звук, не был идеально стройным видеоряд, но было видно, что все СТАРАЛИСЬ. И что самое главное, старались не только максимально серьезно подойти к своей работе, но и сделать ее по-настоящему научной, как того и требовали правила участия в конференции. О том, что у подавляющего большинства это получилось, красноречиво говорит тот факт, что из 165 поступивших работ всего 18 были отклонены, как не соответствующие требованиям.
А это как раз третья гордость – эксперты. Изначальной идеей было не привлекать к экспертизе работ школьных учителей. Необходимо было сделать так, чтобы все было по-научному, а заодно исключить самую минимальную возможность лоббирования “своих”. Поэтому в роли экспертов согласились выступить сотрудники институтов Иркутского научного центра СО РАН. Это ученые из ЛИН, СИФИБР, ИДСТУ, ИСЗФ, Институтов географии, химии, систем энергетики… Короче говоря, в работу конференции был включен практически весь Академгородок, а также преподаватели из ИГУ, БГУЭП, ИГСХА. Кандидаты всевозможных наук и аспиранты, младшие и старшие научные сотрудники, доценты и руководители кафедр подошли к работе с таким уровнем ответственности, что в очередной раз доказало серьезность нашей научной школы. Ни один не сработал так, лишь бы сделать!
Для примера приведу один комментарий к работе по химии. Исследование “Определение качества соков методом бумажной хроматографии” прокомментировал кандидат химических наук Александр Мареев, младший научный сотрудник Института химии СО РАН :
“Хорошая презентация с технической точки зрения. Достаточно четкий звук, доклад построен логично. Актуальность темы не вызывает сомнений. Поставлена конкретная задача и предложен способ ее выполнения. Жаль только, что задача оказалась не корректной.
Не вполне понятно, почему для оценки качества сока выбран столь неочевидный параметр, как концентрация Fe3+? Сомнительно, что этот параметр является важным.
Метод бумажной хроматографии – действительно простой, доступный и наглядный метод, но для количественного определения ионов Fe3+ в представленном варианте не применим. То, что было продемонстрировано – это качественная оценка. Количественное определение предполагает установление концентрации, выраженной в моль/л, мг/л, мг/кг, г-экв./л и т.п.
Можете ли вы привести аналитическую реакцию, положенную в основу выбранного вами качественного метода определения железа? Чем обусловлено синее окрашивание? Насколько чувствительна данная реакция? Почему бумагу выдерживали в хроматографической камере именно 1 час, не больше и не меньше? Где находился фронт элюента по окончании хроматографирования? Что такое Rf и определялся ли он вами? Почему для хроматографии был выбран именно этот элюент (смесь этилового спирта и раствора соляной кислоты)? Вы сами осуществляли подбор элюента или выбрали его на основе анализа литературных данных?
Из того, что сок содержит много железа еще не следует, что он более высокого качества. Может быть при его приготовлении использовалась вода с относительно высокой минерализацией. Кроме того, следует помнить, что все вещества токсичны и их избыток также вреден, как и недостаток. К сведению, предельно допустимая концентрация ионов железа в питьевой воде составляет 0,2 мг/л.
Автору следовало изучить литературу по этому вопросу и, как минимум ознакомиться с ГОСТами на соки.
Так из ГОСТа Р 52184-2003 следует, что соки, в том числе яблочные, оцениваются по следующим параметрам:
1) Органолептические показатели (внешний вид, вкус, аромат, цвет, наличие посторонних нерастворимых примесей)
2) Физко-химические показатели (массовая доля растворимых сухих веществ, массовая доля титруемых кислот в расчете на яблочную, массовая доля мякоти для соков с мякотью)
В состав общих физико-химических показателей входит:
– массовая доля этилового спирта
– массовая доля осадка
– массовая концентрация оксиметилфурфурола
– массовая доля минеральных примесей
– примеси растительного происхождения
Кроме того, определяется содержание токсичных элементов, хлорорганических пестицидов, радионуклидов и микотоксина патулина, фосфорорганических и других пестицидов, оцениваются микробиологические показатели.”
Это комментарий к работе, которую выполнила всего лишь школьница, ученица 11 класса! И самое поразительное, что она честно старалась ответить на все поставленные вопросы.
Подобный уровень обсуждения присутствовал во всех секциях: каждая из 147 работ получила подобного рода комментарий! То есть на лицо был диалог НА РАВНЫХ. Будучи, людьми далекими от педагогики, ученые не делали скидок на возраст участников, сразу начинали вести серьезный научный диалог. Отчего и тон обсуждания на форуме получился совершенно не-детский: все обращались друг к другу на “вы”, старались вести беседу научным языком, прямо-таки на цыпочках тянулись, чтобы соответствовать уровню ученых-собеседников.
Не обошлось, впрочем, и без обид. Руководители некоторых работ настолько остро переживали критику в адрес своих учеников, что не могли сдержать недовольства. Которое выражали достаточно экспрессивно:
“Как можно писать такое – “Слабо или работа слабая” детям? Ответы “Серьезная, но узкая или популярная и нет новизны” – не лучше. Вы просто убиваете мотивацию не только к обсуждению, но и к дальнейшей научной работе у школьников .Ребята действительно работали над своими проектами и ждали очень этого дня. СПАСИБО. А если у Вас действительно возникает вопрос об уровне выполненных работ, то можете посмотреть ссылку на то как оценены наши работы в МГУ и корпорацией Интел…”
Пожалуй, этот комментарий очень живо свидетельствует о том, что конференция действительно получилась. И то, что правильным было решение пригласить в качестве экспертов не учителей. Тем более, что сами школьники, насколько это видно по их комментариям, воспринимали критику не столь болезненно. Напротив, они честно говорили, что есть над чем работать дальше, что конструктивная критика пойдет им на пользу. Дети не могли не оценить, что их работы были восприняты как серьезные научные исследования! Но и то, что педагоги так сильно переживали за своих учеников, тоже огромный плюс!
Это уже четвертая гордость – учителя! 95 педагогов со всей Иркутской области решили, что их ученики должны принять участие в объявленной конференции. Они помогали подобрать тему исследования, направляли и подсказывали. Делали работу вместе! А порой и не одну работу! Четырнадцать педагогов подготовили к конференции по два участника, трое – по четыре участника! Ученики литератора Людмилы Буглаевой из Новонукутской средней школы подготовили пять исследований. А физик из иркутского лицея №2 Инна Просекина помогла подготовить к конференции шесть юных исследователей.
Лучше всего о работе педагогов высказались два эксперта. Приведу их мнения:
“Уважаемые коллеги! Большая благодарность всем, кто нашел время и силы, чтобы помочь своим ученикам подготовиться к участию в конференции. Надеюсь, что в дальнейшем число таких участников возрастет. Сетовать на то, что современные дети такие и сякие, может каждый, а научить их чему-то полезному удается далеко не всем. Я очень хорошо понимаю, насколько велики ваши проблемы, источником которых является вся наша жизнь как она есть – от состояния семьи до политики государства. Но от нас, преподавателей, зависит многое. Поэтому привлечение ребят к творческой исследовательской деятельности очень важно.”
Это написала Жанна Кузнецова, старший преподаватель кафедры философии, социологии и истории Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. Ее поддерживает и Анна Шободоева, доцент кафедры теории и истории государства и права Байкальского государственного университета экономики и права
“Ни для кого не секрет, что 90 процентов исследования школьника – это работа педагога. И по исследованиям, представленным на конференцию, сразу видно отношение педагогов к данному делу. В первую очередь – при выборе тем.
Интересны и достоверны те исследования, темы которых понятны и близки ребятам. Сразу видно, что и школьник, и педагог заинтересованы в конечном результате совместного труда. Поэтому следует выделить три темы “История чечено-ингушского народа на территории Иркутской области”, “Казачьему роду нет переводу”, “Моя родословная”, которые актуальны и важны и для самих детей, и для взрослых, которые им помогали работу делать. И даже если они не займут каких-то призовых мест, ребята УЖЕ получили хороший социальный урок, и реально поняли связь между историей семьи и страны в целом…”
Как не гордиться этими учителями, когда поздно вечером у меня звонил телефон и я слышала следующее: “Понимаете, у нас в селе очень плохой интернет. Потому мы два часа потратили, чтобы доехать в соседнее село, и вот работу отправили только что! Она еще успеет попасть на конференцию?..”
А потом перезванивали, спрашивали все ли нормально, и в день конференции сидели перед компьютером вместе со своим учеником, принимали самое живое участие в обсуждении.
Это, между прочим, те самые люди, которые получают не самые высокие зарплаты (просто притча во языцех – поминать учительские зарплаты!), живут в суровых сибирских деревнях и селах и всеми силами хотят, чтобы их ученики развивались, учились, ничем не отличались от своих городских сверстников. И такие конференции для них не просто стимул к последующей работе. Это возможность на деле показать своим ученикам, что мир вовсе не замыкается в пределах деревни. Тем более, что сегодня благодаря интернету происходит такое расширение границ, когда ты из своего села Хогот на равных общаешься не только со сверстниками со всей области, но и с учеными, которые всерьез относятся к твоему пусть небольшому, но самому настоящему исследованию!
Об этом еще говорят – дорогого стоит.
И потому пятая гордость – те, кто помог конференцию организовать. Прежде всего это Благотворительный фонд социально-образовательных инициатив “Байкальский свет”, который всех на конференцию пригласил, скоординировал действия экспертов и нашел спонсоров. Средства на печать дипломов и благодарственных писем выделил Благотворительный фонд Юрия Тена. Техническое сопровождение конференции обеспечил Иркутский региональный центр сопровождения малого бизнеса “Мое дело – Иркутск”. Байкальская Академия образования провела всю работу по подготовке площадки и администрированию форума во время работы конференции.
Ближе к финалу, участники стали активно оставлять свои мнения в гостевой книге.
“Познавательная конференция, есть над чем задуматься, спасибо всем участникам!” – написал Илья Кирильчук из ангарского лицея №2.
“Конференция была интересная, было задано много вопросов, на которые я дал ответ. Думаю, буду участвовать на следующий год”, – добавил Михаил Лерек, ученик Тайтурской школы Усольского района.
“Конференция вызвала большой интерес не только у учащихся и учителей,но и у родителей нашей школы, с большим интересом принимали в ней участие все! Спасибо организаторам!” – написала учитель начальных классов Усть-Ордынской школы №1 Алла Серафимовна Капустина.
“Спасибо организаторам! Делайте побольше дистанционных конкурсов, конференций, так как для нас, учеников сельских маленьких школ, это единственная возможность принять участие в региональных конкурсах!” – Оксана Аликина
“Спасибо организаторам… Спасибо тем, кто это придумал… Спасибо за возможность принять участие…,” – в каждом отзыве были эти слова. А ведь они были обращены и ко мне тоже. И это еще одна гордость – за то, что у нас все получилось!
Без ложной скромности: была проделана просто гигантская работа по подготовке. Одних писем в школы области с приглашением участвовать ушло более шестисот! А сколько было телефонных звонков и писем!..
И вот сейчас, когда собственно конференция завершилась, и теперь эксперты подводят итоги, чтобы выбрать лучших в каждой секции, есть небольшой повод поразмышлять. Уже не в виде вариантов для гордости, а более конструктивно.
Конференция показала, что подобная интернет-площадка крайне необходима для нашей огромной области. Как ученик из Бодайбо может принять участие в конференции школьников, когда билет на самолет Бодайбо-Иркутск стоит дороже, чем до Москвы?! Никак не может, если не найдет спонсоров, которые обеспечат ему не только дорогу, но еще и проживание в областном центре. И вот в этом случае такие конференции являются оптимальным вариантом. При помощи онлайн технологий школьники общаются между собой, смотрят, как работают их сверстники, учатся – и в том числе, как раз общаться, учиться и воспринимать критику.
Работа и большая заинтересованность экспертов показала, что общение в подобном формате очень интересно и взрослым. Ученые настолько увлекались обсуждением детских работ, что дети в какой-то момент просто переходили в разряд наблюдателей. И это было не так плохо, как может показаться на первый взгляд, потому что, во-первых, они видели, что их работа воспринята всерьез, а значит имеет опредленную ценность.
А во-вторых, мне хотелось бы привести слова Гёте:
“Если обращаться с человеком так, как он этого заслуживает, он останется таким, какой он есть, но если обращаться с ним, как с человеком, каким он должен и может быть, он станет таким человеком”.
Мне кажется, что именно это произошло на первой региональной научно-практической интернет-конференции школьников “Мы познаем мир”. Всем участникам недвусмысленно дали понять: то, что вы делаете – важно! Это не просто школьный реферат на оценку, это – пусть и учебное, – но самое настоящее научное исследование. И вполне возможно, что тот драйв, который испытали и школьники, и эксперты пойдет на пользу не только народному образованию Иркутской области.
Потому что на конференции был создан прецедент общения ученых и школьников – на равных: с обсуждением проблем, которые волнуют тех, кто младше; со здоровой критикой от тех, кто в этом понимает. И в этом общении было то самое не натужное, а естественное стремление – дотянуть до своего уровня и желание дотянуться.
Проще говоря, совсем по Гёте!
Анастасия Яровая
No Comments